читать дальше
Декадентствующие пикториалисты оставили нам довольно много образцов мужской обнаженной натуры. Оправданием для обнажения, как правило, служила всякая греко-римская античность или символические олицетворения высоких категорий – Юности, Экстаза и прочего подобного. С античностью последнее тоже можно было легко сочетать. Одним из ярких представителей приверженцев подобного рода сюжетов был американский дэнди – Фред Холланд Дэй (Fred Holland Day) – почитатель Китса, друг Оскара Уайльда и дальний родственник фотографа Элвина Лэнгдона Кобэрна.
Джентльмен из Бостона, имевший репутацию эксцентрика, Дэй на рубеже веков конкурировал с Альфредом Штиглицем за звание главного представителя американской художественной фотографии. Видимо, это была вполне осознанная конкуренция: Дэй не раз отклонял приглашения вступить в Фото-Сецессион и отказывался выставляться в галереях Штиглица, а Штиглиц, в свою очередь, не стал участвовать в сенсационной выставке «Новая школа американской пикториальной фотографии», которую Дэй организовал в 1900 году в Лондоне.
В конце концов Штиглиц победил. Дэя сейчас знают только фанаты пикториализма, а Штиглица знают все. Последний, к тому же, вполне органично вписался в дальнейшее развитие фотографии и, как известно, сам был идеологом и прокладывателем путей, по которым пошли целые поколения американских фотографов. А Дэй, по ряду причин, вообще отдалился от фотографирования приблизительно в 1916-17 году. Одной из этих причин, что интересно, стала Первая мировая Война и революция в России – из за этих исторических катаклизмов стало невозможно получать платину (которую поставляли с Урала), а Дэй предпочитал работать в платинотипии.
Фред Холланд Дэй остался ярким и характерным деятелем рубежа веков – коллекционером, издателем, писателем, художником и любителем искусств. В 1883 году он стал соучредителем издательской фирмы «Коупланд и Дэй», которая, единственная в Америке, издавала книги Оскара Уайльда с иллюстрациями Бёрдсли. Будучи страстным библиофилом и почитателем поэзии Джона Китса, Дэй собрал уникальную коллекцию его писем, рукописей и редких изданий.
Как Фотограф Дэй весьма оригинально воплощал в жизнь программу пикториалистов по превращению фотографии в полноценный вид изящного искусства. В 1896 – 1898 годах Дэй осуществил свой самый известный и самый спорный проект – «Страсти Христовы». Не найдя достойных претендентов на роль Христа, он решил сыграть ее сам, для чего какое-то Время специально худел и отращивал волосы. Законченный проект он сперва показал нескольким избранным друзьям (которые одобрили работу), потом продемонстрировал в Европе (где отзывы тоже были, в основном благосклонными), и уже потом – в родном Бостоне, где подобные фотографии назвали святотатством.
Конечно, неоднозначная вещь, как и сама попытка представить подобную тему фотографически. Современные акционисты-перформансисты могут снять перед Дэем шляпу, и отдать дань уважения, я думаю." mce_serialized="16" src="arttower.ru/forum/style_emoticons/default/smile...; alt="smile.gif" border="0" style="vertical-align: middle"> Но, это было вполне органично для рубежа веков. Подобные вещи можно найти и у других фотографов, но, пожалуй ни у кого работа не была решена столь масштабно.