читать дальшеСАРА: А теперь я должна кое-что сказать.
ПИТУ: Я вас слушаю, Мадам.
САРА: Нет, не вам. Есть только один человек на земле, способный понять то, что я скажу, и именно с ним я хотела бы говорить.
ПИТУ: Кто это, Мадам?
Сара, смакует новый глоток, выдерживая паузу, затем пронзает Питу взглядом.
САРА: Оскар Уайльд.
читать дальшеПИТУ: О нет, Мадам. Пожалуйста.
САРА: Однако вы меня упрекали, что я никогда вам не предлагаю мужские роли.
ПИТУ: Есть мужчина и мужчина, Мадам. Я предпочитаю опять изображать женщину, чем Оскара Уайльда.
САРА: Боже мой, если бы он тебя слышал.
ПИТУ: Оскар Уайльд мертв, Мадам.
САРА: Мертв, Оскар? Конечно, нет.
ПИТУ: В газетах писали это, Мадам.
САРА: Сплетни. Злословие.
ПИТУ: Я даже помню, что Мадам плакала.
САРА: Это правда. Он написал свою «Саломею» для меня. На французском. Если усилят цензуру, я буду играть ее где-нибудь в другом месте, эту Саломею, но Саломею безногую, которая заставляет подать ей голову Жана-Батиста на серебряном блюде, это позволило бы Джорджу Бернару Шоу сказать, что это пьеса мясника. Короче, Питу, ты говоришь плохо не только о поэте, но и о мертвом. Два смертных греха.
ПИТУ: Определенно не таких смертных, чем те, которым предавался Оскар Уальд.
САРА: Питу!
ПИТУ: Это тоже из газет.